Чем занимается жилищная инспекция и кто может обратиться в эту организацию? ГЖИ обладает обширными функциями и полномочиями, направленными на решение вопросов в сфере коммунального обслуживания. Рассмотрим основные функции и полномочия этой структуры, спектр решаемых проблем, уровни взаимодействия и правовую основу работу ГЖИ.
Что это
Это главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Основная задача – выполнение функций исполнительного органа в сфере жилнадзора за работой ТСЖ, УК, ЖКС и других управляющих структур в сфере ЖКХ на территории России.
Управление находится в подчинении у вице-губернаторов, региональных министерств по делам ЖКХ. В каждом регионе имеются свои ГЖИ.
Какие вопросы решает
В обязанности жилищной инспекции входит решение всех вопросов, связанных с деятельностью управляющих компаний. Также она обеспечивает сохранность фонда жилья, содержание в приемлемом состоянии, решает вопросы распределения коммунальных расходов, проведения капитального ремонта домов в управлении и пр.
Главная цель ГЖИ – предотвращение обветшалости и разрушения зданий, контроль качества коммунальных услуг, обеспечение комфортных условий для проживания людей.
Реестр
Для обеспечения открытого доступа к информации о работе государственных органов власти, исполнительной власти ведется специальный реестр лицензий ГЖИ. Сведения размещаются на сайтах региональных правительств (например, по Санкт-Петербургу представлен рейтинг управляющих компаний на сайте https://data.gov.spb.ru/)
Основные цели рейтинга:
- Повышение уровня вовлеченности граждан в деятельность органов ИС.
- Упрощение доступа к информации, которая требуется социуму.
- Увеличение скорости качественного предоставления официальных данных о работе властных структур.
- Стимулирование развития электронных ресурсов, порталов для упрощения решения проблем, связанных с коммунальными вопросами и не только.
Через рейтинг можно уточнить любые сведения о компаниях, имеющих отношение к обслуживанию МКД.
Функции и полномочия ГЖИ
Функции жилищной инспекции РФ обширны. Жилищная инспекция осуществляет надзор за разными объектами и субъектами:
- Контроль состояния придомовых территорий, тротуаров, покрытий.
- Наблюдение за работой причастных организаций, которые управляют МКД (многоквартирными домами), общим имуществом (управляющих компаний, ЖСК, ЖКХ, ТСЖ).
- Контроль состояния домов в управлении, мониторинг признаков разрушения, обветшалости, трещин, объем разрушений и повреждений, функционирование дверей и окон, состояние арматуры, электропроводки.
- Наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности домов в управлении.
- Санитарно-гигиенический контроль МКД, уборка, очистка местной территории, вывоз снега и мусора, озеленение, благоустройство прилегающего участка.
- Отслеживание состояния инженерных коммуникаций.
- Проведение мероприятий по энергосбережению.
- Выдача лицензий УК, лишение лицензий и организация исков в отношении исполнительных организаций через суд.
Из этих функций происходят права и обязанности жилищной инспекции РФ:
- Вести плановые и нерегулярные проверки в работе УК.
- Делать запрос от госорганов и юрлиц на информацию, касающуюся проведения любых проверок.
- Проводить инспекцию многоквартирных домов, расследований и экспертиз, которые необходимы для проверки соблюдения норм законодательства по эксплуатации жилья.
- Проверять документы: протоколы собраний жителей, на создание ТСЖ, избрание председателей, выбора УК.
- Выдавать предписания по поводу устранения нарушений по итогам проверок, протоколы административных нарушений.
- Направление материалов по возбуждению уголовных дел в правоохранительные органы.
ГЖИ обладает рядом полномочий по защите прав собственников, может лишить лицензии управляющую компанию, ликвидировать ТСЖ или потребительского кооператива.
Также жилищная инспекция РФ отвечает за развитие в стране отрасли ЖКХ, создание здоровой конкуренции, привлечение граждан к управлению жилфондами, обеспечением сохранности фондов, ремонта и всестороннего улучшения.
Ряд полномочий государственной жилищной инспекции относится к ресурсоснабжающим организациям:
- Требовать исполнения обязательств, прописанных в договоре (подача электричества, воды, отопления в установленные сроки и с надлежащим качеством).
- Решать споры в случае несоблюдения договорных обязательств (грязная вода, низкая температура).
- Распределять зону ответственности при установлении причин поломок и некачественно проведенных работ.
- Контролировать уровень цен на КУ, обращаться в компетентные органы для выяснения причин завышения цен без оснований.
Документы
Главный жилищный инспектор функционирует на основе положений Жилищного кодекса РФ (п. 5 ст. 20). Ведущим документом является Постановление Правительства РФ от 2013 г. 493-ФЗ («О государственном жилнадзоре»). В этом документе было заменено слово «контроль» на термин «надзор».
В работе ГЖИ учитываются другие постановления Правительства РФ, изменения в ЖК РФ, «Закон о защите прав юрлиц» (за 1994-2020 гг.).
В столице действует особое «Положение о ГЖИ Москвы» №493, имеющее федеральный статус. Также есть особое постановление московского правительства №336-ПП 2011 г., где закреплены правовые основания для работы Мосжилинспекции и Государственной жилищной инспекции Московской области:
- Лицензирование управления МКД в Москве и Московской области.
- Согласование работ по перепланировке.
- Ведение регионального надзора за работой ЖИ каждого административного округа.
В каждом регионе РФ принимаются местные положения об основании и функционировании местных организаций ГЖИ.
Обращения
Возможна жалоба на тсж в жилищную инспекцию лично, заказным письмом или через официальный сайт Мосжилинспекции. Здесь указаны адреса для обращений, рейтинг управляющих компаний, электронные формы для заявлений и образцы заполнения, перечень нормативно-правовых документов в сфере ЖКХ.
Жалоба в жилинспекицию оформляется на поставщика коммунальных услуг, если сервисы предоставляются в неполной мере, по некорректным тарифам. Также принимаются жалобы на любые организации, имеющие отношение к управлению жилфондом, обеспечивают сохранность общедомового имущества (УК, ТСЖ, ЖСК).
Порядок отправления обращений на сайте в жилкоминспекцию:
- Регистрация заявки.
- Определение региона.
- Переход в раздел обратной связи.
- Обращение через кнопку электронной приемной.
По каждой категории обращений есть свой срок обжалования со стороны ответственных организаций.